Ар-деко. Стильная роскошь.

Стиль ар-деко самый неоднозначный стиль ХХ века. Особенности эволюции и невероятные метаморфозы этого стиля породили много споров. Часть ученых и экспертов склонна рассматривать его в контексте развития искусства периода модерна или, как переходный стиль от модерна к послевоенному функционализму, дизайну «интернационального стиля». Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма, доказывая, что в искусстве ар-деко продолжаются излюбленные темы и мотивы стиля ар- нуво.

Его создателями были в большинстве своем мастера, жившие и работавшие в первой четверти XX века во Франции. Нынешнее название стиль получил не сразу. В 1925 году в Париже открылась знаменитая Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes), давшая название стилю. Экспозиция представляла достижения в области архитектуры, проектирования интерьера, мебели, изделий из металла, стекла, керамики. Кроме Франции стиль получил широкое распространение в Бельгии, Люксембурге и некоторых других странах Европы, избрав своей столицей блестящий Париж.

Пережив здесь свой европейский расцвет, к 1928 году стиль достиг Америки. В 1930-х он преобразовался в «Стримлайн модерн» — американизированное ответвление ар-деко. Оформился ар-деко как художественное течение в 1906-1912 годах, но расцвет его пришелся на период между 1925 и 1939 годами. Стремительно завоевав популярность, он, несомненно, оказал значительное влияние на дальнейшее развитие многих видов искусства ХХ века. До периода своего расцвета новая эстетика имела массу названий. Ар–деко представлял собой стиль, основанный на объединении различных течений и направлений в искусстве. Господство формы, дизайна и цвета становится основным критерием художественного направления, в котором черты неоклассицизма, экспрессионизма и модерна объединены в одно. Стиль ориентирован на прошлое, стремится к роскоши и воплощается в сочетании экзотического и примитивного искусств. Характерной чертой ар-деко стало широкое применение наследия искусства Египта, Востока и Древней Греции, использование новаторской сценографии начала века. При всей близости стилей ар-деко и ар-нуво, существует ряд отличительных черт, четко их разграничивающих. Первый соединял все, что несло изысканное роскошество цвета, форм и линий. Ар-нуво, претендуя на универсальность, последовательно представлял новые тенденции современного искусства. Для ар-деко важно стремление в сочетаниях ярких красок, многогранных форм, ломаных и причудливо изогнутых линий добиться эффекта легкости, изящества и элегантности. Место натуральных занимают абстрактные, стилизованные мотивы, экзотические птицы и животные. Ар-нуво предпочитает монохромные цветовые гаммы утонченных, изысканных керамических изделий. Для него важно единство стиля в предмете, будь то особняк или скульптура, дверная ручка или фриз на камине. Ар-деко в отличие от модерна с утонченным изображением растительных мотивов, предпочитал мир животных с внешним выражением эмоций. Любовь к интенсивной цветовой гамме, сверкавшей драгоценными гранями, в определенной степени диктовала принципы изобразительного наполнения.

Если модерн стремился к ярко выраженной символике, то ар-деко тяготел к внешнему эффекту. Не случайно техника декора «кракле», подчеркивающая внешний эффект, была столь популярна в керамических изделиях. Изобретенная в Древнем Китае, она обеспечивала эффект векового налета. Благодаря «кракле» на поверхности возникал рисунок трещинки, как будто краска растрескалась под воздействием времени. Предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные в стиле ар-деко можно разделить на две основные группы: предметы массовые, предназначенные для утилитарного использования, и предметы, выполненные мастерами изящного искусства в единичном экземпляре. Смешение элементов ампира и модерна, архаики египетского искусства, восточной экзотики и африканского наива позволило авторам импровизировать в применении различных техник и материалов. Для произведений этого направления характерно использование стекла, эмали, керамики, серебра, золота, редких и ценных пород дерева. Формотворчество тоже было разнообразным: извилистые линии, формы морской волны и раковины, выполненные в дорогих, экзотических материалах причудливо объединялись со стилизацией растительного и, особенно, животного мира. Ар-деко как художественный стиль сумел воплотиться во всем – от функциональной и одновременно вычурно роскошной мебели, элегантного шика автомобиля, драгоценной расцветки тканей и ковров, утонченности керамики в сочетании с яркостью цвета, до моды и музыки.

В Америке ар-деко, в сравнении с Европой, получило относительную свободу - оно не было связано с предшествующими традициями художественных стилей. В достаточно молодом государстве новая эстетика не была ограничена культурно-исторической средой и имела широкую материальную поддержку. Если в Европе ар-деко особенно сильно прозвучало в декоративном искусстве, мало затронув монументальные формы, то в Америке первостепенную роль играла архитектура. Универсальность американского ар-деко выросла из интеграции архитектуры, промышленности и городских ансамблей.

Восточные мотивы более абстрактны, чем в Европе, в геометрических формах сильнее экспрессия энергии. Расширение границ европейского мира открыло художникам африканское и океаническое искусство. Диалог с архаикой, начатый постимпрессионистами, продолжался уже в новых условиях. В 1930-х годах стиль в американском обществе богатых достиг пика своей популярности. В этой стилистике строилась вся городская инфраструктура и ее наполнение: небоскребы, вокзалы, лифты, телефоны, автомобили. В жизнь активно входила мода на дизайнерскую мебель из металла и пластика, дерева и керамики. В обиход вошла деревянная мебель со стеклянными столешницами, хромированными ручками и другими характерными деталями. Архитекторы стремились подчеркнуть геометрические формы, «струящиеся», закругленные фасады. В почете – идеи конструктивизма и функционализма: строение должно быть удобным, комфортным как для работы, так и для проживания. Все это требовало нового художественного осмысления, с чем успешно справился стиль ар-деко.