Скульптура ар-деко.
Скульптура ар-деко предназначалась для украшения интерьеров, участвовала в художественных выставках и привлекала талантливых мастеров. Анималистическая скульптура превратилась в сферу весьма успешного претворения и переработки новых замыслов. Природный мир претерпел в ар-деко значительные изменения. Мастера изучали и тонко использовали выразительные возможности, цвет и фактуру различных материалов, керамики, стекла, бронзы. Стремление авторов к упрощенному, скругленному силуэту, сложной форме позволили более абстрактно отображать животных, птиц, человеческую фигуру, акцентируя внимание на стилистике внешних черт. Становятся очень модными статуэтки известных танцовщиц и джазовых музыкантов. Популярность имели и звезды большого спорта. Экзотика, фантазия, театральность преображали фигуры с вычурными позами в знак.
Стремление к роскоши, яркому жизнеутверждению с одной стороны, комфорту физическому и эстетическому с другой, привело к утверждению интереса к оформлению интерьера. Пространство наполняется предметами единого стиля. Все это возродило интерес к кабинетной скульптуре, призванной подчеркнуть изысканность и роскошь. Скульптура ар-деко становится критерием вкуса и богатства владельца. Знаменательно, что интерес к этому виду искусства ар-деко не ослабевал на протяжении всего ХХ века, претерпевая те или иные изменения. В настоящее время это дорогое искусство стало предметом редких удач истинных коллекционеров. Материал хрупок, и по прошествии стольких лет, опаленных жесточайшей войной 1940-х годов, подлинных предметов до наших дней доходит все меньше. В свете этого хочется остановиться на московской коллекции EUROANTIKVAR. В собрании представлены редчайшие керамические скульптуры и фигурки работы известных скульпторов и дизайнеров эпохи ар-деко: Adnet, Beauvais, Cazaux, Hecq, Lejan, Lemanceau, Levy и других, а также знаменитых дизайн-студий Kaza, Nerva, Primavera, Robj . Созданные на знаменитых фабриках: Criel-Montereau, Nimy, Orchies, SaintClement, Sevres в 1920-1940-х годах, произведения представляют всю стилистическую палитру ар-деко. Комплектовалась коллекция в течение двух последних десятилетий и вызывает устойчивый интерес. Ядро коллекции составляют редкие по красоте и декоративной стилистике произведения: вазы, скульптуры, блюда, предметы интерьера, изделия из серебра. Собрание скульптур характерно не только своим художественным союзом новаторства и декоративного совершенства, но и демонстрацией широты достижений авторов этого стиля. Привлекают внимание замечательные фигурки животных Шарля Лемансо [Charles Lemanceau] (1905-1980), непревзойденного скульптора-анималиста, считавшегося одним из крупнейших представителей французского искусства ар-деко. Шарль Лемансо закончил парижскую Школу искусств и был удостоен Grand Prix Парижа. В 1925 году скульптор принял участие в Салоне Независимых. В этот период началась и его работа для знаменитых фаянсовых мастерских Saint-Clement.
Несмотря на то, что изображения животных несут в себе решение программных задач стиля, тем не менее, простая, чистая, изысканная форма характерна своей компактностью. Принцип монолитности тела был доведен им до логического завершения. Обтекаемый силуэт подчеркивает богатство многослойной проработки формы при всей лапидарности изобразительного языка. Главной задачей было создание декоративной формы в сочетании с характеристикой изображаемого, соблюдение гармонии движения и статичного положения. Мягкий, теплый молочный цвет керамики несет на себе следы техники декора керамики «кракле», что придает поверхности необычайный эффект прозрачности и глубины.
Не менее интересны произведения бельгийского мастера Анжело Хека [Angelo Hecq] (1901-1991). Обобщая форму и намечая мощные грани плоскостей, Хек привносит в стилистику ар-деко наследие пластического кубизма. Сочетая взаимопроникновение рубленных объемов в мелкой пластике, художник достигает совершенства в передаче внутренней замкнутости, цельности образа.
Отсутствие ярко выраженных эмоциональных характеристик, ярко выраженный силуэт, многогранная поверхность продиктованы творческой задачей проработки пластической формы в пространстве без ее геометрического расчленения. Здесь та же техника декора керамики «кракле», которая работает на усиление светотеневой игры граней, создавая эффект монументальности. На протяжении многих лет Хек работал с известной бельгийской дизайн-студией "Нерва" (Nerva), создавая малые скульптурные формы в кубистической манере. Знаменитый скульптор-кубист стал автором многих монументальных скульптурных композиций и памятников в Бельгии, посвященных павшим в Первой мировой войне.
В стиле дягилевских балетов в Париже работал Жан Борн (творческий псевдоним ROBJ), создавая свои виртуозные керамические изделия. Борн начинал работать в 1908 г. в качестве промышленного дизайнера. После Первой мировой войны он работал с декоративной керамикой, создавая современные и оригинальные образы. Эксцентричные и вместе с тем, элегантные композиции соединяли силуэт, ритм форм при минимализме пластики. В 1921 году художник погиб в автокатастрофе. Возглавляемая Борном дизайн-студия перешла под управление к его партнеру Люсьену Вилметцу [Lucien Willmetz], который способствовал продвижению бренда Robj на рынке. Изделия фирмы имели большой успех из-за строгого следования стилю своего времени. Свои заказы Robj размещала на Севрской мануфактуре, фабрике Villeroy&Boch в Люксембурге и Лиможских фабриках.
Клод Леви [Claude Levy] (1895-1942) была одним из авторов популярных фигурок артистов Русских балетов в театральных костюмах. Ее статуэтка «Фокин в роли Арлекина» на знаменитой Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств (“Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes”) 1925 года в Париже была награждена Золотой медалью. В 1919-1929 годах Клод Леви была одной из самых известных авторов дизайн-студии Primavera (1912-1972) знаменитого парижского универмага Printemps. Руководила Primavera в 1928-1929 гг.
Габриэль Бовэ [Gabriel Beauvais] - знаменитый скульптор, на протяжении многих лет работавший с известной парижской дизайн-студией "Каза" (Kaza). Постоянный участник Парижских Салонов 1912-1925 годов, представил свои работы на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств (“Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes”) 1925 года в Париже в павильоне фирмы Goldscheider.
Жак Адне [Jacques Adnet] (1900-1984) был известным автором изделий из керамики, скульптур малых форм. Декоратор, дизайнер интерьеров, предметов мебели, светильников, аксессуаров, он был также организатором, руководителем известной компании "La Compagnie des Arts francais" на протяжении многих лет. Великолепное чувство грации созданных им фигурок животных сочетается с выработкой тончайшего контура, легкого силуэта и высокого уровня стилизации. Работы этого автора являются удачным примером сочетания приемов ар-деко и индивидуальных характеристик, классической традиции и декоративных качеств. Объединяя изучение натуры и ее обобщение, Жак Адне представляет формальные и образные решения, созданные в рамках стиля.
Аббревиатура Lejan (с 1926 г.) - творческий тандем двух талантливых женщин: Ивон Жан-Афен [Ivonne Jean-Haffen], художницы, гравера и керамиста, и Эльвиры Куюмуджян [ElvireKouyoumojian], художницы и талантливого менеджера, уроженки Российской Империи. Особая выработка стилизованного силуэта, удачное расположение тела и конечностей подчеркивали преобладание декоративных качеств и превращали их скульптуры животных в своеобразный знак-символ. Сохраняя близость к натуре в изображении модели, передавая индивидуальную манеру животного, сдержанно-агрессивное напряжение размеренного шага, пластика носит очень обобщенный характер. При этом авторы не отказались от определенной доли натурализма в изображении животных. Пластика соединяет в себе монументальность и обобщенность с непосредственностью и эмоциональностью. Обтекаемость и сдержанность силуэта, с одной стороны, соответствовали эстетике ар-деко, с другой – напоминали стилизованные фигуры Древнего Египта и Ассирии.
Работавшие в Европе скульпторы ар-деко внесли существенный вклад в развитие пластического искусства первой четверти – середины ХХ века.
Авторов мелкой, средней пластики и дизайна объединило стремление к лаконичности, краткости характерности и обобщению. Задачи пластики малых и средних форм лежали вне психологических сфер. Сосредоточенность ар-деко на декоративности вытесняла интерес к внутреннему содержанию. Тонкая грань модернизма и ар-деко в первой четверти ХХ века нередко пересекалась. Скульпторы - традиционалисты последовательно утверждали минимализм, а скульптуры новаторов обладали яркой стилистикой и декоративностью, свойственной ар-деко.