Шарль Като. Гений ар-деко.

Трудно найти более многостороннего, креативного и… не побоимся сказать, экстравагантного художника в искусстве керамики, нежели Шарль Като, который был одновременно дизайнером, декоратором, преподавателем, химиком, инженером, арт-директором и координатором более 2300 проектов.

Шарль Като родился 26 января 1880 года на севере Франции в Дуэ (Douai) и учился сначала в академии в своем городе, а затем получил диплом инженера-керамиста в Национальной школе керамики в Севре. Еще не окончив школу, он уже работал декоратором на Национальной мануфактуре фарфора в Севре, где сам придумал эмалевые орнаменты для десяти ваз и двух блюд, а вскоре были пущены в производство уже 53 вазы, декорированные по его проектам. В тщательной проработке рисунков начинающего художника чувствовалось влияние японской живописи, соединенное с собственными наблюдениями. В Севре Като познакомился и с керамической глиняной посудой.

В начале 1904 года Шарля Като взяли на работу в Королевскую школу фарфора (Konigliche Porzelain-Manufaktur) в Нимфенбурге (Nymphenburg) близ Мюнхена. Руководители этого небольшого предприятия весьма тяготели к стилю французских керамистов, хотели развивать у себя новые технологии эмалей и внедрять французский стиль ар-нуво. Като проработал здесь до конца 1906 года, и пребывание молодого художника в Нимфенбурге повлияло на его дальнейшее художественное развитие. Мюнхен тогда был одним из ведущих центров Jugendstill, и Като мог создавать свои собственные рисунки для производства глиняных изделий с горячими или металлизированными эмалями.

В конце 1906 года начинается новый этап в творчестве Шарля Като, поскольку его официально зачисляют в штат знаменитой бельгийской керамической фабрики Boch Freres Keramis в Ла Лувьере (La Louviere).

Это предприятие в 1841 году основали братья Евгений и Виктор Бох (Eugen and Victor Boch), сыновья одного из главных акционеров Villeroy & Boch. Изначально фабрика находилась в городке Сен-Вас (Saint-Vaast), и коммерсантов привлекла инфраструктура местности: железная дорога, канал, наличие в окрестностях каменного угля. Ла Лувьер в то время был маленькой деревушкой в районе Сен-Вас и идеально подходил для возведения новой фабрики, которая была построена к 1844 году, и старое гончарное производство получило статус керамической фабрики Boch Freres S.N.C. Вскоре было решено расширить производство, вложив средства в модернизацию старой фабрики в Турне (Tournai), а затем хозяева прикупили и новую в Лувруале (Louvroil) в Северной Франции. Чтобы все время поддерживать производство на высоком уровне, руководители Boch Freres постоянно брали на работу иностранцев. Так, в период с 1865 по 1870 гг. на фирме работали мастера из Дельфта, приглашенные специально, чтобы скопировать дельфтский сине-белый фарфор.

Шарль Като был назначен главным художником-проектировщиком корпорации Boch Freres, а уже через год он становится во главе отдела дизайна, который впоследствии стали называть Atelier de Fantasie. Здесь художник начал вести курс декоративного искусства, и, судя по сохранившимся записям, его студенты действительно могли вволю фантазировать. Като приходил в классы с ворохом бумаг, начиная от акварельных этюдов, рисунков из профессиональных журналов и кончая набросками выставочных объектов. Десятки будущих керамистов, стеклодувов, дизайнеров видели перед собой Мастера, пытаясь сами фантазировать. Юные художники самозабвенно расписывали в изящном духе романтизма вазы и керамические изделия, поддаваясь мощному интеллектуальному влиянию Шарля Като. У него было потрясающее видение флоры и фауны, а любовь к минимализму японской живописи привели к созданию новых очертаний и форм. Именно тогда Като все чаще обращался в своих изделиях к форме калабаса (тыквы), а также развил Киотскую гончарную технику gres cerame.

Постепенно в дизайн изделий Boch Freres внедрялся модный стиль ар-деко. Это было неизбежностью: европейские буржуа требовали от художников чего-то нового, им надоели флористические мотивы, бестелесные девы модерна. И Като смело ринулся в изобретение новых форм, к геометрической стилизации, нередко навеянной африканскими орнаментами, вовсю утверждая свое видение в искусстве.

Boch Freres и сам Шарль Като очень хорошо подготовились к участию в знаковой парижской выставке Exposition internationale des Arts decoratifs et industriels modernes в 1925 году, поскольку компания собиралась выходить на международный рынок. Хотя уже с 1925 года Като сотрудничал с такими знаменитыми брендами, как La Maitrise, Pomone, Primavera и другими домами Франции и Бельгии. По его эскизам изготавливались прессованные стеклянные изделия в бельгийском городе Манаж (Manage), но основной «точкой приложения» оставалось Atelier de Fantasie, которое стало гордостью международного уровня.

И еще одна немаловажная деталь: из официального отчета Парижской выставки становится понятно, что изделия Като уже «носили индустриальный характер», т.е. многие объекты делали по его эскизам лучшие художники фабрики, которые имели право ставить свою монограмму рядом с подписью самого Като. Среди них такие фамилии, как Vittorio Bonuzzi, Leon Deflant, Max Legout, Leon Mairesse, Georges Tecqmenne, Verheylewegen, Jan Wind.

В начале 1930-го года Boch Freres заказали Като серию скульптур в технике литья. Като не считал себя скульптором, однако создал несколько привлекательных изделий, где фигурировали птицы, экзотические животные, женщины-танцовщицы, выполненные в модных тогда белых, кремовых и серых тонах. В конце года в павильоне керамики на международной выставке прикладного искусства в Льеже Boch Freres выстроили стенд, где творения Като оказались в центре внимания. Тогда же Шарль Като был избран Президентом художественно-промышленного отдела Выставки декоративного и современного искусства в Ла Лувьере.

Шарль Като оставался верен Boch Freres вплоть до самой пенсии. Он ушел на покой в 1946-м, а через несколько лет переехал в Ниццу, где рисовал акварели, занимался охотой и умер в 1966-м, оставив богатое художественное наследие.